Примечание. Статья «Дополнительные пометки от Сотворения Мира — для тех кто интересуется нашей Историей» находится в режиме редактирования. Идёт анализ исторических документов. По окончании редактирования, данная запись будет удалена.
Вы можете принять участие в наполнении этой статьи.
Предки наши, Славяне, наблюдая течение лет от сотворения мира, подобно Римлянам, делили год на двенадцать месяцев и каждый из них называли:
Январь | Просниец | |
Февраль | Сечень | |
Март | Сухий | |
Апрель | Березозоль | |
Май | Травный | |
Июнь | Изок | |
Июль | Червень | |
Август | Зарев | |
Сентябрь | Риоень | |
Октябрь | Листопад | |
Ноябрь | Грудень | |
Декабрь | Студенец |
Примечание. Поскольку большинство информации в статье представлено непосредственно из источников коими являются довольно старые издания — стиль и подача материала, максимально сохранена и приближена к оригиналам.
Не смотря на то, что в интернете сегодня имеется весьма большое количество информации, касающейся вопросам о датах, значениях, толкованиях Сотворения Мира; у меня лично остались некоторые недопонимания по данному поводу. При этом, отсеять придуманную кем-либо информацию от реального положения вещей, порой довольно трудно; иногда фантазёры пишут весьма правдоподобно и убедительно. Хотя, в данном случае, обычно чётко срабатывает одно из универсальных средств: следует попросить такого автора аргументировать свои высказывания с ссылкой на тот или иной документ — если такой персонаж «поплыл», значит скорее всего все его литературные изыскания, суть — выдумки.
Примечание. От собственного опыта добавлю: Пока, в 99,9% случаев, когда обращался к тому или иному автору за уточнениями и ссылками на исторические источники — либо аккаунты добавляли в чёрный список, либо просто игнорировали мои обращения. Выводы делайте сами.
Поэтому, для того, чтобы в какой-то степени разрешить собственные вопросы и избежать придуманных «исторических» фактов и аргументов, пришлось обратиться к старым источникам, в которых даётся достаточно чёткое указание на соответствующий порядок. И конечно же, в конце поста имеются ссылки на источники.
Вот что дополнительного, к уже имеющимся материалам, удалось найти:
Ответы на вопросы — от Сотворения Мира
Когда начинался Новый год в дохристианские времена?
Каждый год начинался с Марта; но в Княжение Великого Князя Василья Дмитриевича, окончившееся 1425 года, переменено начало летосчисления с Сентября месяца. Оно продолжалось почти три столетия; потом Пётр Великий, указом 1699 Декабря 20, повелел во всех делах, с начала 1700 года, писать год от Рождества Христова, начиная его с января месяца, что продолжается и ныне.
В России (независимо от Церковного года, начинавшийся год по принятии от греков христианской религии с 1-го сентября) гражданский с 1-го Марта начинался также, что и продолжалось до конца ХѴ-го века, когда в 1492 году, созванным в Москве Собором под председательством митрополита Зосимы, для уложения Церковной пасхалии на восьмое тысячелетие, от сотворения мира, с согласия Великого Князя Иоанна Васильевича, было положено перенести это гражданское началогодие, для соединения с Церковным, с 1-го Марта на 1-е Сентября.
Старый стиль и новый стиль
Но в числе лет, считаемых от Рождества Христова с января месяца, состоит два стиля, именуемых старым и новым; из них старый употребляется ныне во всей России, а новый вне России; впрочем в нынешних месяцесловах, от Академии Наук издаваемых, означаются числа обоих вышеупомянутых стилей.
Старый стиль именуется еще Юлианским летосчислением, которое изобретено Астрономом Созигеном и установлено Юлием Цезарем, за 45 лет до Рождества Христова, а потому и называется Юлианским.
Новый стиль летосчисления составляет по астрономическим вычислениям годы, более стиля старого, так, что в 128 год прибавляется почти целый день.
Император Павел I, заметив употребление летосчисления нового стиля по Литовским Губерниям (ныне Виленская и Гродненская), указом 1799 года июля 29, повелел: «постановить летосчисление старым стилем именуемое».
При переводе лет, считаемых от Сотворения мира, в годы, считаемые от Рождества Христова, должно принимать следующие три главных правила:
- От 6270 г (862 г.) до 6933 г (1425 г.) вычитать из числа лет от Сотворения Мира число 5508, если например акт Генваря или Февраля месяцев; но когда акт других месяцев: Марта, Апреля, Мая , Июня, Июля, Августа, Сентября, Октября, Ноября и Декабря: то вычитать число 5509.
- От 6933 г (1425 г.) до 7208 г (1700 г.) — вычитать из числа лет от Сотворения Мира число 5508, если акт Генваря , Февраля, Марта, Апреля, Мая, Июня, Июля и Августа месяцев; но когда акт месяцев: Сентября, Октября, Ноября и Декабря: то вычитать число 5509.
- От 7208 г (1700 г.) до 7347 г. (1839 г.) — вычитать из числа лет от Сотворения Мира число 5508, если годы от сотворения мира писаны также с Генваря; а в противном случае следовать ваше упомянутым правилам, смотря на месяцы начала года.
Такие правила приняты во-первых Комитетом, учрежденным в 13 день Марта 1835 года, для составления описания Архивов Сенатского, Государственного и Вотчинного; во-вторых в 1837 году при напечатании Псковской Летописи, на иждивении Общества Истории и Древностей Российских, при Московском Университете; в-третьих в 1838 году при напечатании повествования о России, сочинения г.Арцыбышева, из новейших историков г. профессор русской истории Погодин, издавая вышеупомянутую Псковскую Летопись, отозвался: «годовые числа церковными буквами от Сотворения Мира переведены на наше летоисчисление от Рождества Христова по вычету 5508 или 5509 лет, если с 1425 года речь идет о происшествии, случившемся от Сентября до Января.
Используемая литература:
- Хавский Петр Васильевич (1783-1876). Указатель источников истории и географии Москвы с древним ее уездом, расположенный в хронологическом порядке, по княжениям и царствованиям государя императора Николая Павловича
- Хавский Петр Васильевич (1783-1876). Русское летосчисление древнее и новое, по кругам годов, начинающихся с марта, сентября и января, также от одной пасхи до другой : Продолжение табл., изд. в 1857 г. / Соч. П. Хавского. — Москва : тип. Н. Эрнста, 1859
- Лаврентьев Григорий. Дванадесятые праздники православной церкви с историческим их исследованием, кратким подразделением прочих праздников и толкованием дней нового года; с русским переводом акафиста Божией матери и праздничных молитв; обзором вселенских соборов; описанием чудотворной иконы успения пресвятыя Богородицы; указаниями на Апостол и Евангелие, читаемые в дни дванадесятых праздников и таблицами сих последних на текущее столетие / составлял Г. Лаврентьев. — Санкт-Петербург : Тип. К. Вульфа, 1862
- Красный календарь Закавказья: на армянском, грузинском, русском и тюркском языках. — Изд. 1-е. — [Б. м.] : Агентство «Связь», 1925