Мы представляем себе Россию в IX и X столетиях весьма с невыгодной стороны. Находящееся в Летописях описание образа жизни Великого Князя Святослава, во время его походов, подало повод думать, что сей образ жизни был во всей России обыкновенный. Вот как повествует летописец: «Святослав ходя, возъ по собе не возяше, ни котла, ни мяса варя, но потонку изрезавъ конину ли зверину ли, или говядину, на углехъ испекъ, ядяше; ни шатра имеяше, но подкладъ постилаше, и седло въ головахъ; такожъ и прочий вой его бяху вси».
Сие описание, по мнению некоторых, должно принять за «всеобщий пример обыкновенного образа жизни тогдашних Руссов». Но в этом, кажется мне, они не правы. Таков был образ жизни Князя, в поле удовольствие свое, в завоеваниях все счастье свое поставившего, как показывает вся история его Княжения — прямого Нормандца, достойного своих соотечественников, которые тогда уже приводили в страх и трепет всю южную Европу. Не весьма ли была грубая погрешность если бы кто и в наши времена захотел из образа жизни одного сурового бранноносца в поле сделать заключение об образе жизни всей нации в мирное время?
Нестор же делает нам может быть по тому такое подробное описание его жизни, что он мало походил на обыкновенный. Святослав для войны только и жил; он пренебрегал приятностями и наслаждениями мира. Когда греческий царь прислал к нему богатые ткани и много злата, то едва взглянув на них повелел он принять их для сохранения. Он знал цену этим вещам, ибо обоих этих предметов роскоши довольно было тогда в России.
Поэтому Святослав и пренебрегал ими предпочитая хорошо сделанное оружие, которое для него несравненно большую имело цену. Но при всём том, он не был равнодушен к имуществу, ибо на все покорённые народы налагал дань. А когда вздумал избрать своей столицей Переяславль на Дунае, то привёл для этого следующую побудительную причину: «Здесь все блага сходятся: от греков — паволоки, золото и вино, овощи различные; от чехов и Угры — серебро и кони; от Руси — скора и воск, и мёд, и челядь».
Но не в том дело, чтобы доказать, что Россия в Святославовы времена находилась в благосостоянии и вообще была на несколько высшей степени просвещения, чем как обычно себе представляют: по моему мнению весьма вероятно, что в таком состоянии она была ещё задолго до Святослава. Я думаю, следующее послужит достаточным убеждением в истинности данного мнения.
1.
Славяне с давних времён опустошали Греческую Империю и всегда возвращались через Дунай в страну свою с знатной добычей. В одном из таких походов платили они гепидам за перевоз по златнику с человека. До этого времени ни какой народ не покушался войти в их пределы и отнять у них в добычу полученные сокровища — они спокойно ими обладали.
Аварскому хану было это небезизвестно. Он отправил к ним послов и требовал дани. Но они гордясь своими победами отвечали: «Доколе будут у нас мечи, до толи не будем никому данниками; мы привыкли брать дань с других земель, а своей никому не дадим разорять.
Однако и они не в силах были долго сопротивляться страшным аварам, от которых трепетала большая часть Европы. Многие из их поколений должны были им покориться. Нестор повествует нам об утеснениях какие терпели от них дулебы, народ славянского племени, который в последствии на Буге поселился. Но наконец славяне свергнули с себя иго аваров. Нестор говорит: «И потреби я Бог за высокоумие их, и помроша вси, и не оста ни один Обрин».
2.
Славяне будучи притеснены волохами удалились от Дуная. Многие из них пошли в нынешнюю Россию, где они, по словам Нестора, жили в мире. Иные удалились более, другие менее, от своих старых жилищ. Те кто поселился по озеру Ильменю построили Новгород и преимущественно назывались славянами, знаменитее прочих в истории. Может были они из всех богатейшие, и потому зашли так далеко, что боялись лишиться того, что столь много стоило им крови.
Они и другие народы с ними соединившиеся в последствии произвели в действо то, чего ни какой другой народ в Европе не мог произвести. Они выгнали норманцов, которые везде куда бы не приходили, ни откуда небыли прогоняемы.
По многим обстоятельствам вероятно, что новгородские славяне имели преимущества над соединёнными с ними народами, а может быть наиболее участвовали они и в изгнании варягов: например потому что Рюрик после того имел пребывание своё в их городе; что они-то сами решились сбросить с себя иго рабства их угнетавшего и восстать против притеснителей; что в последствии только они платили подать, толь большую, что собирали ежегодно, обще между собой по триста гривен на содержание варягов.
Извините, далее, для продолжения статьи происходит доработка и расшифровка старославянского текста:
супружней жизни, и оный есть Дидо, коего супруга Диднліл богиня деторожденія , покровительствует сию нескверную жизнь. Нет ничего прекраснее сего семейства; потому что нет ничего вообще одобренее, и оно есть самая истинна , в разных лицах представленная. — Вот картина, показывающая что Славянское беснобожие было разсудительное, боги же их из отвлеченных понятий были лицеобразованы, и притом часто остроумно, и всегда верно. Есть-ли отнимем мы баснословныя названия, то ныне и мы не иначе мыслим как и предки наши; кажется даже что сей способ мыслишь всем просвещенным народам общий. Красота, любовь, брак, замужество, деторождение суть у всех человеков понятия и действія сцепляющіяся. Солнце благотворит земной природе